ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Правоотношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон РФ «О защите прав потребителей» действует с 1992 года. Структурно закон состоит из преамбулы и четырех разделов (I «Общие положения», II «Защита прав потребителей при продаже товаров», III «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг», IV «Государственная и общественная защита прав потребителей»). В законе были закреплены важные установки, усиливающие стабильность юридического статуса потребителя.
- Полномочия исполнительной ветви власти в сфере регулирования отношений по защите прав потребителей, ограниченные деятельностью Правительства РФ в особо предусмотренных законодательстве случаях, были усилены указанием на исключение из этой сферы министерств и ведомств.
- Регламентировано право на информацию и ответственность за ненадлежащую информацию при этом при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией, особо введена презумпция отсутствия у него специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
- Особо установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других, а так же навязывать потребителю за плату дополнительные услуги.
- Провозглашен приоритет добровольного урегулирования споров продавцов (изготовителей, исполнителей) с потребителями и предусмотрены его преимущества. Так закон закрепил добровольный порядок уплаты неустойки (п.5 ст.13), а п.6 ст.13 обязанность суда взыскивать с изготовителя (исполнителя, продавца) штраф в соответствующий бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
- Индивидуальные усилия потребителей в борьбе за свои права дополнены возможностями защиты общественными организациями потребителей, так же полномочиями органов местного самоуправления и государственной защиты прав потребителей (Федеральные государственные исполнительные органы, осуществляющие контрольные и надзорные полномочия в области защиты прав потребителей).
- В законе РФ 1992 года потребители – покупатели были «отделены» от потребителей – заказчиков, что с учетом объективно существующих между ними различий с практической точки зрения позволило качественнее обеспечить права и интересы тех и других.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.
Современное законодательство в сфере защиты прав потребителей имеет следующую иерархию:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры РФ, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ и применяющиеся непосредственно или после издания национального акта. В случае разногласий они имеют приоритет над национальным законодательством. Общепризнанные принципы международного права в сфере защиты прав потребителей аккумулированы в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 39/248 от 09.04.1985г. и большинстве своем отражены в нормах действующего закона РФ «О защите прав потребителей».
- Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт в системе гражданского законодательства.
- Закон РФ «О защите прав потребителей» в соответствии, с которым принимаются иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии с действующим законодательством защита прав потребителей обеспечивается на государственном, общественном уровне и путем создания органами местного самоуправления соответствующих структур. Основным элементом национальной системы защиты прав потребителей является защита прав потребителей органами местного самоуправления. По статистике свыше 80 % всех обращений потребителей приходится именно на муниципальные службы по защите прав потребителей, обеспечивающих юридическую помощь на безвозмездной основе. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей предусмотрены ст. 44 федерального закона «О защите прав потребителей».
|
|