23.10.2024
Финансовая грамотность: покупка автомобиля в кредит без лишних затрат.
В современном мире практически у многих есть автомобиль, а те, кто пока не обладает автомобилем, часто задумываются о его приобретении. Не секрет, что автомобиль - это дорогостоящая покупка, и не каждый может позволить себе приобрести машину, обременяя собственный бюджет.
При посещении автосалона покупатели часто сталкиваются с настойчивыми предложениями продавцов оформить автомобиль в кредит и дополнительно приобрести различные услуги, такие как расширенные гарантии и дополнительное сервисное обслуживание.
При этом услуги, предлагаемые в рамках заключения кредитного договора, могут существенно увеличить конечную стоимость покупки.
Что же стоит учесть потребителю перед подписанием договора с финансовым учреждением, рассмотрим на конкретном примере.
Потребитель в автосалоне выбрал понравившийся ему автомобиль, поскольку приобрести автомобиль за наличные возможности не было, продавец предложил ему альтернативу - оформить кредит на желаемое авто. На этом этапе возникло условие: для получения одобрения кредита необходимо подписать договор дополнительных услуг, а именно договор оказания услуг абонентского обслуживания консультационно-справочного центра, заключаемый с партнером продавца. Продавец разъяснил необходимость заключения данного договора для одобрения кредита на приобретение автомобиля.
При заключении договора купли-продажи автомобиля с потребителем была оформлена услуга в рамках абонентского договора путем присоединения к публичной оферте об оказании услуг. В тот же день покупателем в автосалоне продавца с партнером-банком был заключен кредитный договор под залог транспортного средства, состоящий из суммы на оплату стоимости автотранспортного средства и цены абонентского обслуживания. Далее покупателю был представлен пакет документов, состоящий из договора купли- продажи автомобиля, кредитного договора и договора на платные услуги.
На следующий день после заключения кредитного договора потребитель изучив детально представленные продавцом документы, установил что договор оказания возмездных услуг выдан сроком на 3 года, в течение которого круглосуточно оказываются услуги: справочно-информационная служба 24/7, консультация автомеханика по телефону, замена колеса, круглосуточная диспетчерская служба, помощь в поиске принудительного эвакуированного автомобиля, эвакуация (при ДТП или поломке), юридическая консультация, консультация по использованию автомобиля в качестве источника заработка и получения предпринимательского дохода, консультация по регистрации в качестве ИП и регистрации коммерческих организаций, консультация по правилась применения налогового режима «налог на проф. доход» («самозанятый»), выкуп автомобиля, поскольку в услугах, указанных в договоре потребитель не нуждался, он принял решение отказаться от договора. С учетом того, что какие-либо услуги по указанному договору потребителю не были оказаны, а также отсутствовало намерение ими воспользоваться, он обратился к исполнителю услуги с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченные средства в полном объеме, однако в удовлетворении требований ему было отказано.
В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей, к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые принуждают потребителя к покупке дополнительных товаров, работ или услуг вместе с основными товарами, работами или услугами, а также предусматривают обязательное заключение других договоров, если это не предусмотрено законом.
Помните! Законом о защите прав потребителей закреплено право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом обязанность доказать наличие таких расходов и их размер в данном случае возлагается на исполнителя. Разъясняем, что между сторонами был заключен договор оказания услуг по подключению к программе помощи на дорогах, консультационные услуги являются механизмом обеспечения доступа к входящим в программу основным услугам. По своей правовой природе договор оказания услуг является абонентским договором. По результату описанной ситуации наглядно видно, что продавец автосалона нарушил права потребителя, принудившего, ссылаясь на положительное решение банка, заключить договор оказания услуг, в которых он по сути не нуждался.
Банк, включив в стоимость кредита сумму, необходимую на оплату дополнительных услуг, на которую также начисляются проценты, значительно увеличил сумму, подлежащую выплате заемщиком банку, что ухудшило финансовое положение заемщика.
Организация, заключившая с потребителем договор оказания услуг, нарушила право потребителя на отказ от исполнения договора.
Следует отметить, что в связи с отказом в возврате денежных средств по договору оказания услуг потребитель был вынужден обратиться в суд. По результатам рассмотрения материалов дела по иску судом было вынесено решение о взыскании в пользу потребителя уплаченных по договору денежных средств, компенсации морального вреда, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Таким образом, правосудие подтвердило законность требования потребителя.
Обращаем Ваше внимание! В случае, если при приобретении автомобиля в автосалоне вам была навязана дополнительная услуга, в которой вы не нуждались, рекомендуем обратиться к исполнителю услуги с письменной претензией, указав требования о расторжении договора и возврате денежных средств. Если вопрос не разрешиться в досудебном порядке, следует обратиться в суд за защитой своих прав.
Информация подготовлена специалистами отделения
защиты прав потребителей – консультационного
центра с использованием СПС «Консультант Плюс».
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 408
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru
Финансовый уполномоченный: защита прав потребителей
Потребитель, вступая в финансовые отношения с кредитной организацией, может столкнуться с различными нюансами, вызывающими споры, связанными с кредитным договором. Этот договор содержит условия, которые могут иметь различные толкования. Разногласия могут возникать по поводу начисления процентов, несоответствия условий договора или отказа в выдаче кредита. В таких случаях потребитель имеет право обратиться к финансовому уполномоченному до обращения в суд.
Обращение к финансовому уполномоченному является важным инструментом, позволяющим потребителю отстоять свои права и искать справедливость в сложных вопросах финансовой сферы.
В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Этот закон, призванный защищать права и законные интересы потребителей, устанавливает правовой статус финансового уполномоченного, а также определяет порядок досудебного разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями. Какие споры рассматривает финансовый уполномоченный
➢ Потребителю была оказана финансовая услуга для личных, семейных, бытовых или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
➢
Размер имущественного требования потребителя не должен превышать 500 000 рублей. При этом по договорам ОСАГО, по пенсионным договорам и договорам об обязательном пенсионном страховании – без ограничения по сумме требований.
➢ Спор с определенной финансовой организацией.
В перечне в Законе о финансовом уполномоченном содержатся основные виды финансовых организаций, работающих с потребителями финансовых услуг. Это следующие организации:
• страховые организации, в том числе иностранные (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
• микрофинансовые организации;
• кредитные потребительские кооперативы;
• ломбарды;
• кредитные организации;
• негосударственные пенсионные фонды. С более подробным реестром и перечнем организаций, взаимодействующих с финансовым уполномоченным можно ознакомиться на официальном сайте финансового уполномоченного и официальном сайте Банка России.
Обратите внимание: прежде чем как обратиться к финансовому уполномоченному, необходимо удостовериться, включена ли данная финансовая организация в реестр тех, кто обязан организовать взаимодействие с уполномоченным, или в список тех, кто делает это на добровольной основе. В случае, если финансовая организация отсутствует в приведенных реестрах, потребителю следует сразу обратиться в суд, минуя этап взаимодействия с финансовым уполномоченным.
Порядок направления обращения финансовому уполномоченному
Обращение финансовому уполномоченному можно направить в письменной или электронной форме, составив его на русском языке. Оно должно включать в себя, в частности, следующие сведения:
▪фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства, почтовый адрес и иные контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты - при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, - адрес электронной почты;
▪наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
▪сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
▪сведения о направлении заявления о восстановлении нарушенного права в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также о способах разрешения спора, использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному;
▪дату направления обращения.
К обращению следует приложить:
▪копии заявления о восстановлении нарушенного права в финансовую организацию и ее ответа (при наличии);
▪имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора;
▪копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя (если обращение направляется законным представителем потребителя финансовых услуг).
Обращение в письменной форме может быть направлено, в частности, по почте, через МФЦ, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Обращение в электронной форме потребитель финансовых услуг вправе направить, в частности, через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или Единый портал госуслуг.
Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно.
Порядок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным
Финансовый уполномоченный, в течение трех рабочих дней с момента получения обращения в свою службу, обязуется уведомить потребителя финансовых услуг о принятии обращения к рассмотрению или о решении отказать в его приеме, делая это как в письменной, так и в электронной форме. Отказ должен быть тщательно обоснован.
Согласно общему правилу, решение по обращению должно быть принято в течение 15 рабочих дней, начиная со дня, следующего за поступлением обращения финансовому уполномоченному.
До вынесения решения уполномоченный имеет право направить финансовой организации свои предложения по урегулированию спора. В случае достижения согласия между потребителем и финансовой организацией, дальнейшее решение по обращению, как правило, не требуется.
По итогам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный может вынести решение о полном или частичном удовлетворении запроса, либо отказать в его удовлетворении. Это решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней от даты его подписания.
Детально ознакомиться с порядком обращения к финансовому уполномоченному можно ознакомиться на сайте https://finombudsman.ru
Памятка приобретение автомобиля
Памятка_ДСАГО
Памятка_финансовый_уполномоченный
Стенд_финансовые_услуги