05.06.2017
Рекомендации
круглого стола на тему "О проблемах перехода к применению контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу фискальных данных онлайн, налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход"
19 мая 2017 года г. Иркутск
Законодательным Собранием Иркутской области 19 мая 2017 года проведен круглый стол на тему "О проблемах перехода к применению контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу фискальных данных онлайн, налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход".
В работе круглого стола приняли участие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, представители Правительства Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, представители Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области, некоммерческой организации "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области", Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Общественной палаты города Иркутска, Общественной организации предпринимателей Иркутской области, Группы компаний "АСФ", Общества с ограниченной ответственностью "Сиброн-сервис", Общества с ограниченной ответственностью "Сокол".
Обсудив проблемы, связанные с необходимостью перехода к применению контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу фискальных данных онлайн, налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, участники круглого стола отмечают следующее.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" значительно изменены требования к контрольно-кассовой технике.
Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), до 1 июля 2018 года.
При этом законодательством предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми данные изменения вводятся поэтапно.
Так, с 1 февраля 2017 года прекращается регистрация кассовых аппаратов старого образца.
С 1 июля 2017 года - все налогоплательщики кроме тех, кто применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или осуществляющие выдачу бланков строгой отчетности (далее - БСО) обязаны обеспечить передачу фискальных данных использования контрольно-кассовой техники, подключенных к сети "Интернет".
При этом все аппараты контрольно-кассовой техники к 1 июля 2017 года должны быть перерегистрированы в налоговых органах.
С 1 июля 2018 года возникнет обязанность применения контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими ЕНВД и ПСН, а также налогоплательщиков, которые при оказании услуг населению выдают БСО.
Таким образом, новые кассовые аппараты для индивидуальных предпринимателей с 2017 года обязательны только для тех, кто работает на общем режиме налогообложения (далее - ОСНО), упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) и уплачивает единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН).
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" установлен перечень видов деятельности и услуг, при оказании которых организации и индивидуальные предприниматели, с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения, могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Участниками круглого стола по вопросу применения контрольно-кассовой техники высказано следующая позиция.
Внедрение контрольно-кассовой техники создаст новые возможности по использованию электронных сервисов субъектами предпринимательской деятельности, применяющими контрольно-кассовую технику, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, возможно, будет способствовать улучшению технологий управления активами и персоналом.
В соответствии с позицией представителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области применение данных изменений законодательства повлечет легализацию части налогоплательщиков, скрывающих объем выручки, что в результате позволит привлечь дополнительные налоговые поступления в региональный и местные бюджеты.
Упрощен механизм обслуживания контрольно-кассовой техники.
Существенным положительным моментом является передача данных контрольно-кассовой дистанционно по сети "Интернет", что позволит оперативно реагировать и, при необходимости, менять ассортимент товара, контролировать работу сотрудников организации. При этом снижается административная нагрузка, поскольку контроль осуществляется дистанционно.
При этом важной составляющей является и гражданский контроль, поскольку в целях вовлечения в процесс потребителей устанавливаются общие правила на всех розничных точках, в том числе и для тех предпринимателей, у которых налоговые платежи не зависят от выручки.
Применение данной модели к таким предпринимателям обусловлено и необходимостью контроля над правомерностью использования специальных налоговых режимов.
Необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности и при оказании услуг, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Также участниками круглого стола отмечалось, что нельзя оставить без внимания существенные расходы, которые несут налогоплательщики в связи с приобретением и установкой контрольно-кассовой техники, сумма которых достигает 100 тысяч рублей, и складывается из расходов на приобретение контрольно-кассовой техники, подключения ее к сети "Интернет", дальнейшего обслуживания.
Кроме того, в ходе заседания участниками обсуждалась поддержка проекта федерального закона № 110014-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Архангельским областным Собранием депутатов, поскольку в условиях сложной экономической ситуации введение с 1 июля 2018 года обязательности использования организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники при осуществлении ими расчетов может негативно отразиться на деятельности малого и среднего предпринимательства, а также проекта федерального закона № 18416-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 - 2019 годов", внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, которым предлагается предусмотреть, что налогоплательщик вправе уменьшить единый налог на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в размере не более 18000 рублей на единицу контрольно-кассовой техники, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
По результатам обсуждений в качестве основных проблем участниками круглого стола обозначены следующие вопросы, требующие решения.
1. Отсутствие качественной связи доступа к информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Значительная стоимость оборудования (его модернизация), изготовление электронно-цифровой подписи, постоянный рост стоимости ежемесячных услуг связи и обслуживания контрольно-кассовой техники.
3. Необходимость освобождения от ответственности добросовестных предпринимателей, не установивших контрольно-кассовую технику в установленный законодательством срок по объективным причинам.
4. Необходимость создания оперативной службы технической поддержки, оказывающей содействие в регистрации контрольно-кассовой техники.
5. Необходимость создания технических решений для использования контрольно-кассовой техники отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых (вендинговых) автоматов.
6. Необходимость по итогам анализа реализации этапа данной реформы, осуществленного в 2017 году, сузить круг хозяйствующих субъектов, обязанных применять контрольно-кассовую технику', поскольку обозначенные изменения повлекут существенные затраты для 2,5 млн. субъектов предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения интересов государства, налогоплательщиков и покупателей, участники круглого стола рекомендуют следующее.
Предложить Правительству Иркутской области, в рамках компетенции, установленной законодательством:
1) провести комплексный анализ ситуации, связанной с доступом к сети "Интернет" и обеспечением бесперебойной работы сети "Интернет" в сельских территориях Иркутской области; представить результаты данного анализа в Законодательное Собрание Иркутской области; предпринять меры, направленные на совершенствование работы сетей связи на территории Иркутской области;
2) организовать информационное обеспечение налогоплательщиков посредством консультирования об изменениях требований к контрольно-кассовой технике в целях исполнения требований Федерального закона 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию;
3) проработать вопрос о поддержке малого и среднего предпринимательства в целях компенсации им расходов на приобретение, подключение и обслуживание контрольно-кассовой техники; рассмотреть вопрос о внесении изменений в соответствующую государственную программу Иркутской области, предусматривающие дополнительные меры поддержки для малого бизнеса, в том числе, на компенсацию части затрат на приобретение соответствующего оборудования (контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей и др.) и необходимых программных продуктов, расходов, связанных с модернизацией контрольно-кассовой техники, а также на обучение специалистов контрольно-кассовой техники в сельских территориях Иркутской области;
4) подготовить обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу принятия нормативного правового акта, предусматривающего освобождение от ответственности добросовестных налогоплательщиков, не установивших контрольно-кассовую технику в определенные законодательством сроки и соответствующую техническим требованиям.
Предложить Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской
области:
1) во взаимодействии с Правительством Иркутской области подготовить обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу принятия нормативного правового акта, предусматривающего освобождение от ответственности добросовестных налогоплательщиков, не установивших контрольно-кассовую технику в определенные законодательством сроки и соответствующую техническим требованиям;
2) во взаимодействии с налоговыми органами Иркутской области, с предпринимательством сообществом Иркутской области рассмотреть возможность создания оперативной службы технической поддержки, оказывающей содействие в регистрации контрольно-кассовой техники, установления необходимого программного продукта;
3) во взаимодействии с некоммерческой организацией "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" провести обсуждение проблемных вопросов, связанных с реализацией Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в муниципальных образованиях Иркутской области;
4) организовать информационное обеспечение налогоплательщиков об изменениях требований к контрольно-кассовой технике в целях исполнения требований Федерального закона 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию.
Рекомендовать некоммерческой организации "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" во взаимодействии с органами местного самоуправления Иркутской области провести обсуждение проблемных вопросов, связанных с реализацией Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в муниципальных образованиях Иркутской области.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания Иркутской области,
председатель комитета по бюджету,
ценообразованию, финансово-экономическому и
налоговому законодательству
Законодательного Собрания
Иркутской области Н.И. Дикусарова