24.05.2021
Государственный научный центр Российской Федерации Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный ордена трудового красного знамени научно- исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» сообщает, что специалистами НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» ранее были проведены испытания нескольких изделий типа «Бескаркасные автокресла» на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011) (приложения 10 п. 35: Правила ОНН № 44-04). Все испытанные изделия не смогли пройти предписанную нормативными документами процедуру. Были получены отрицательные результаты испытаний.
Размещенный на сайте сертификат соответствия № ЕАЭС RU С-1Ш.АД50.В.03286/20 оформлен ОС ООО «СТАНДАРТМАШТЕСТ» на основании Сообщения об официальном утверждении типа № E1*44R04/17*301384*05. Информация о выдаче данного сертификата соответствия подтверждается сведениями из реестра, размещенного в Интернете на сайте Росаккредитации, однако есть основания полагать, что Сообщение об официальном утверждении типа, якобы выданное в Германии, является фальсифицированным. В связи с изложенным ФГУП «НАМИ» было направлено обращение в Госстандарт предложением об уточнении факта выдачи указанного Сообщения в Административном органе в Германии.
По нашему экспертному мнению, Сообщение об официальном утверждении типа № E1*44R04/17*301384*05 на «Бескаркасное автокресло» торговой марки «ВИННИ» не могло быть оформлено, поскольку, как минимум, данное изделие не удовлетворяет следующим требованиям Правил ООН № 44-04 (далее - Требования):
п.6.1.8 Точка контакта между бескаркасным автокреслом и поясной лямкой ремня безопасности для взрослых пассажиров находится на расстоянии 0 - 5 мм от оси Сr (при нормативе не менее 150 мм от оси Сr);
п.6.2.1.2 Не обеспечивается быстрая посадка и эвакуация ребенка. Полное освобождение ребенка осуществляется в результате шести операций (1 - нажатие на кнопку пряжки штатного диагонально-поясного ремня безопасности для взрослого пассажира, 2 - извлечение языка с лямками штатного диагонально-поясного ремня безопасности для взрослого пассажира из специального кармана бескаркасного автокресла, 3-6 - открытие четырех пластиковых фастексов), при требуемой максимум одной операции, т.е. нажатие на одну кнопку пряжки;
п.7.2.1.1 «Блок пряжки» бескаркасного автокресла, состоит из четырех пластиковых фастексов, закрывающихся поочередно и допускающих частично застегнутое положение (т.е. когда задействованы не все пластиковые фастексы), а также подмену их частей (согласно требованиям конструкция пряжки должна быть такой, чтобы исключалась всякая возможность неправильного использования, частично застегнутого положения, подмены частей пряжки и закрывалась только, когда задействованы все части);
п.7.2.1.2 «Блок пряжки» бескаркасного автокресла, состоящий из четырех
пластиковых фастексов, не обеспечивает незатруднительное его использование и захват рукой всего «блока». Каждый из пластиковых фастексов открывается сжатием боковых зубцов, которые нельзя рассматривать в качестве кнопки или аналогичного устройства (согласно Требованиям пряжка во всех положениях должна оставаться закрытой даже при отсутствии нагрузки, обеспечивать незатруднительное его использование и захват рукой, открываться нажатием на кнопку или аналогичное устройство);
п.7.2.1.3 Пластиковые фастексы «блока пряжки» бескаркасного автокресла монотонно черного цвета (согласно Требованиям поверхность кнопки открытия пряжки должна быть красного цвета);
п.п.7.2.1.4 и 7.2.1.5 Полное освобождение ребенка из бескаркасного автокресла не обеспечивается одной операцией (т.е. нажатием на одну кнопку пряжки), а осуществляется в результате шести операций (1 - нажатие на кнопку пряжки штатного диагонально-поясного ремня безопасности для взрослого пассажира, 2 - извлечение языка с лямками штатного диагонально-поясного ремня безопасности для взрослого пассажира из специального кармана бескаркасных устройств, 3-6 - открытие четырех пластиковых фастексов бескаркасных устройств) (Согласно Требованиям освобождение ребенка из ДУУ должно обеспечиваться простым нажатием на одну пряжку. А сама пряжка должна располагаться так, чтобы ее могли легко открыть лица, оказывающие помощь в экстренном случае);
п.7.2.1.6 «Блок пряжки» бескаркасного автокресла, состоящий из четырех
пластиковых фастексов, не обеспечивает освобождение ребенка, при открытии одного из пластиковых фастексов, и отстегивание лямки между ног (при этом, помимо открытия оставшихся пластиковых фастексов, необходимо еще открытие пряжки штатного диагонально-поясного ремня безопасности для взрослого пассажира и извлечение языка с лямками штатного диагонально-поясного ремня безопасности для взрослого пассажира из специального кармана бескаркасных устройств). Согласно Требованиям при открытой пряжке должно обеспечиваться освобождение ребенка независимо от "сиденья", "опоры сиденья", "противоударного экрана", а проходящая между ног лямка должна отстегиваться с помощью пряжки);
п.п.7.2.1.8 и 7.2.1.9 «Блок пряжки» бескаркасных устройств, состоящий из четырех пластиковых фастексов, не может обеспечить выполнение требований по механической прочности и усилиям открытия (имея две точки воздействия на каждый фастекс). Согласно Требованиям пряжка ДУУ I группы и выше должна обладать механической прочностью и выдерживать нагрузку минимум 10 кН, а усилие её открытия, имеющее одну точку воздействия, не должно превышать 80Н.
В связи с вышеизложенным, считаем, что «Бескаркасные автокресла» не могут быть сертифицированы по Правилам ООН № 44-04 и, как следствие, не могут быть сертифицированы по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011). При перевозке детей с использованием таких изделий в случае дорожно- транспортного происшествия они не смогут выполнить защитных функций, возлагаемых на детские удерживающие устройства. Поэтому допуск на рынок изделий типа «Бескаркасные автокресла» несет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия