20.06.2016
Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) призвана сделать сферу жилищно-коммунального хозяйства максимально прозрачной, объединив всех ее участников: управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также жильцов.
Основным исполнителем всех работ по системе является «Почта России», которая далее привлекает подрядчиков на разработку и эксплуатацию.
Закон о ГИС ЖКХ был подписан в июле 2014 года. Размещать информацию в ГИС ЖКХ необходимо с 1 июля 2016 года, а в случае с пилотными регионами - еще раньше. С 1 января 2017 года будет действовать условие: если управляющие компании или ресурсоснабжающие организации не опубликуют на сайте информацию о начислениях с соответствующими расчетами, потребитель сможет не оплачивать эту услугу до размещения в системе полной информации. При этом пени за просрочку платежа начисляться не будут.
Как устроена система
В технических требованиях к закупке услуг по разработке ГИС ЖКХ от 8 августа 2014 года подробно описывается, как устроена система. Она должна состоять из открытой части - портала, где размещается информация, доступная незарегистрированным пользователям, и закрытой части – личного кабинета, функции которой доступны только зарегистрированным пользователям.
Согласно ТЗ на разработку ГИС ЖКХ, система должна включать следующие функциональные подсистемы:
· Подсистема ведения реестра программ в сфере ЖКХ. Предназначена для консолидации сведений программ в сфере ЖКХ и оценки эффективности выполнения этих программ.
· Подсистема ведения электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных документов о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.
· Подсистема ведения сведений о деятельности организаций, предоставляющих информацию в ГИС ЖКХ.
· Подсистема управления ЖКХ. Предназначена для обеспечения возможностей по планированию и учету выполнения жилищно-коммунальных услуг, планированию и учету проведения планово-предупредительных работ, учету аварийных работ и ограничению поставки, приему показаний приборов учета, возможность размещения реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, возможность электронного голосования.
· Подсистема ведения лицевых счетов. Обеспечивает возможности по ведению лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг, просмотра и печати электронного счета, оплаты начислений ЖКУ.
· Подсистема инспектирования жилищного фонда. Предназначена для планирования и проведения мероприятий, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля организаций сферы ЖКХ, контроля аварийных ситуаций и планово-предупредительных работ, контроля деятельности управляющих организаций, контроля раскрытия сведений управляющих организаций в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
· Подсистема управления обращениями граждан. Предназначена для обеспечения возможностей формирования и исполнения обращений граждан в управляющие организации и в органы исполнительной власти, а также для контроля за исполнением обращений граждан.