05.02.2016
Об отчете Контрольно-счетной палаты Тайшетского района
Администрация Тайшетского района, рассмотрев Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Тайшетского района за 2015 год (далее – Отчет, КСП района) имеет следующие замечания и предложения. 1. В разделе II пункт 2.1 Отчета указано, что по результатам контрольных мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму 58 637 тыс. руб., в том числе получена недоимка в бюджет района по налогам и арендным платежам 21 509,3 тыс. руб. Главным администратором доходов средств бюджета по налоговым платежам является Федеральная налоговая служба РФ, а по арендным платежам – Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района. Указанные органы самостоятельно осуществляют контроль за поступлением соответствующих платежей в районный бюджет. Поэтому сумма поступивший платежей в бюджет является результатом деятельности указанных органов, которая осуществлялась вне рамок устранения нарушений в финансовой сфере. Сумма средств по устраненным финансовым нарушениям является недостоверной. 2. Также в таблице (пункт 2) этого же раздела указано на нецелевое использование бюджетных средств в части оплаты задолженности по исполнительному листу о взыскании в пользу ООО "СМП-621" бюджетных средств 3 298 964,56 руб. В указанном случае исполнялось решение Арбитражного суда Иркутской области, исполнение которого является обязательным в установленные Бюджетным кодексом РФ сроки. Указанная сумма не может являться нецелевым использованием бюджетных средств, так как в противном случае указанные средства необходимо было бы взыскать обратно с ООО "СМП-621" в бюджет района, что повлекло бы неисполнение решения Арбитражного суда. Сумма нецелевого использования бюджетных средств, указанная в Отчете, является недостоверной. 3. В пункте 8 таблицы указанного раздела Отчета указано на неэффективное использование 17 009 тыс. руб. – не исполнение плановых назначений по социально-значимым и первоочередным расходам. В пункте 9 таблицы указано на неэффективное использование средств на оплату потребления энергоресурсов Администрацией района, Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации района, Отделом субсидий 1 456,7 тыс. руб. при отсутствии установленных лимитов потребления энергоресурсов. В пункте 3 таблицы указано на неэффективное использование 1 000 руб. по оплате отопления и ГВС бассейна. При этом не учтено, что фактические затраты на содержание муниципального имущества не могут быть расценены как неэффективное использование средств бюджета, если не будет установлено и доказано, что такое содержание могло бы быть достигнуто с использованием меньшего объема средств бюджета. В данном случае расходование средств осуществлялось по договорам на поставку энергоресурсов по установленным тарифам. Статья 34 БК РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Расходование бюджетных средств может быть признано неэффективным только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. КСП района при проведении контрольных мероприятий не привело доказательства неэффективности использования бюджетных средств. Отраженная в таблице сумма неэффективного использования бюджетных средств является недостоверной. 4. В пункте 1 и пункте 12 таблицы отражены одни и те же суммы (расходование бюджетных средств по капитальному ремонту бассейна), что влечет необоснованное завышение результатов контрольной деятельности КСП района, так как в строке всего показана сумма всех выявленных нарушений. 5. Информация о возбужденных уголовных делах (за исключением 2 уголовных дел, возбужденных в 2015 году) относится к прошлым периодам деятельности. Информация о принятых по уголовным делам решениях в Отчете не отражена. Учитывая что Отчет предоставлен за 2015 год, необходимо указывать в разрезе текущего и прошлого отчетных периодов результаты рассмотрения материалов КСП района правоохранительными органами. 6. По пункту 2.2 Отчета подпункт 2, в котором отмечено, что по результатам контрольного мероприятия Управление строительства, архитектуры и инвестиционной политики обратилось в Арбитражный суд отмечаю следующее. Управление строительства, архитектуры и инвестиционной политики до проведения КСП района контрольного мероприятия осуществляло претензионную работу с подрядчиком, после чего (опять же до проведения контрольного мероприятия) подало исковое заявление в арбитражный суд. Информация, отраженная в отчёте не соответствует действительности. 7. По подпункту 2.2 Отчета подпункт 7, в котором отражено неправомерное издание приказов Финансового управления по изменению бюджетной росписи в части оплаты задолженности по исполнительному листу ООО "СМП-621". По результатам указанного контрольного мероприятия КСП района не выдано представление на устранение нарушений, что свидетельствует о том, что КСП не уверено в своей оценки действий Финансового управления по изменению бюджетной росписи. В противном случае, при обнаружении нецелевого использования бюджетных средств, КСП района должно было принять меры по обязыванию должностных лиц объекта проверки к устранению нарушений бюджетного законодательства, возврату бюджетных средств, использованных не по целевому назначению. 8. По результатам 12 мероприятий КСП района, выявивших нарушения законодательства, вынесено всего 4 представления и 1 предписание. Это свидетельствует о том, что контрольные мероприятия фактически не завершены, так как по многим контрольным мероприятиям не даны соответствующая оценка нарушений и требования к устранению нарушений объектами проверки. Отчеты, составляемы КСП района по результатам контрольных мероприятий, не являются обязательными для проверяемых, носят информационный характер, действия по таким отчетам объектами проверки могут не осуществляться. Это в свою очередь снижает дисциплину распорядителей бюджетных средств, ведёт к нивелированию статуса контролирующего органа как органа, который обеспечивает пресечение нарушений бюджетного законодательства, контролирует через обязательные для исполнения требования к нарушителям устранение нарушений. При этом на разногласия, выставляемые объектами проверки по результатам контрольных мероприятий, не даются аргументированные обоснованные выводы по разногласиям, разногласия не прикладывается к актам проверки как неотъемлемая часть такого акта, не публикуются вместе с актом проверки. Указанное снижает обоснованность выводов по результатам проверок. 9. По Программе социально-экономического развития Тайшетского района отмечаю, что требования, предъявляемые КСП района, не позволили оценить претензии к вносимым в программу изменениям, разногласия, направляемые в КСП района не принимаются без достаточных оснований. Четко сформулированные претензии с обоснованием и расчетами, влияющими на конечный результат – включение в программу соответствующих задач и целей – позволили бы скорректировать программу социально-экономического развития Тайшетского района. Конкретных же выводов о нецелевом или неэффективном расходовании бюджетных средств, которое будет возможно при принятии изменений в Программу, предложенных администрацией района, КСП района не представлено. По остальным позициям Отчета администрация района возражений и замечаний не имеет. Роль КСП района в осуществлении контроля за расходованием бюджетных средств является важной и неоценимой. Выявляемые КСП района нарушения помогают принимать решения, направленные на правильное, целевое, эффективное расходование бюджетных средств, налаживать дисциплину распорядителей бюджетных средств. Многие нарушения, выявленные КСП района, были устранены, предложения приняты. Таким образом, результаты мероприятий КСП района, играют, в том числе, и дисциплинирующую роль при распоряжении бюджетными средствами. Считаю, что нарушения по результатам контрольных мероприятий должны отражаться четко и обоснованно, не приводить к двусмысленному толкованию. При этом возражения объекта проверки на Акт проверки должны оцениваться в соответствии с действующим законодательством, по ним должны также приниматься обоснованные решения о согласии или не согласии контролирующего органа с такими возражениями. При выявлении нарушений контрольное мероприятие должно завершаться в обязательном порядке представлением, в котором отражаются выявленные нарушения и вносится объекту проверки требование об устранении таких нарушений. Контроль за исполнением представлений должен быть безусловный, направленный на его полное исполнение. Учитывая, что Отчет КСП района подлежит обязательному опубликованию, доведению до сведения населения, в целях недопущения необходимости опровергать публично выводы, изложенные в Отчете, считаю необходимым доработать Отчет с учетом изложенных замечаний; рекомендовать КСП района при выявлении нарушений законодательства завершать контрольное мероприятие выдачей объекту проверки представления об устранении нарушений; рекомендовать КСП района разногласия по контрольным мероприятиям, направляемые объектами проверки, прикладывать к акту проверки как неотъемлемую его часть. Мэр Тайшетского района, В.Н. Кириченко Примечание: 26 января 2016 г. состоялось заседание Думы Тайшетского района третьего созыва. По вопросу «Об отчете Контрольно-счетной палаты Тайшетского района за 2015 год» депутаты Думы Тайшетского района проголосовали следующим образом по вопросам: - Принять отчет Контрольно-счетной палаты Тайшетского района за 2015 год к сведению; - Аппарату Думы Тайшетского опубликовать решение Думы и отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тайшетского района за 2015 год в Бюллетене нормативных правовых актов Тайшетского района «Официальная среда» «ЗА» - 0, «против» - 16, «воздержался» - 1.